Стивен Дроттер, Рэм Чарэн и Джеймс Ноэл в 2000 году разработали концепцию Leadership Pipeline – развитие канала лидерства.
Модель развития лидерства представляет собой переходы от управления на низшем уровне до высшего уровня, при каждом переходе существуют определенные навыки и компетенции, которые необходимо развивать, чтобы быть успешным на более высоком уровне. И для каждого уровня управления есть менеджер-наставник, который следит за развитием этих качеств.

- Поощрение своих сотрудников, гарантированный приток внутренних кандидатов на вакансии руководителей.
- Руководители развивают навыки, необходимые для следующего уровня, а не возвращаются к тем, которые нужны на прежнем, это повышает их эффективность и гибкость.
- Повышение лояльности сотрудников – если возможность развития реальна, снижается текучесть персонала, повышается продуктивность работы и вовлеченость. Инвестиции в развитие окупаются, т.к. профессионалы дольше остаются в компании.
Рассмотрим все переходы в модели развития.
Первый уровень – переход от управления собой к управлению другими.
При данном переходе у сотрудника происходит значительное изменение навыков, он теперь отвечает за работу других. Для этого необходимо развить следующие компетенции:
- Необходимо научиться обмениваться информацией, быть в курсе потребностей сотрудников и задавать направление работы.
- Молодые руководители должны знать, как планировать краткосрочные и долгосрочные цели, как управлять конфликтующими задачами.
- Они также должны сосредоточиться на работе с командой.
- Также им необходимо научиться делегировать, если делать все самостоятельно, можно не выполнить работу вообще.
- Для успешности оценки на этом этапе переходов в модели используется метод 360°, он помогает использовать обратную связь и увидеть, как сотрудника воспринимают как менеджера, как можно помочь решить его проблемы.
На этом уровне менеджеру необходимо знать, как добиваться ответственности в выполнении задач от менеджеров. Также на этом уровне менеджер становится тренером или наставником и обеспечивает соответствующую подготовку для менеджеров низшего уровня. Поэтому они должны знать, какие учебные ресурсы могут использовать, уметь разрабатывать эффективные тренинги.
Функциональные менеджеры часто подчиняются генеральному директору и отвечают за все подразделения в своей структуре. Переход на этот уровень требует зрелости и умения выстраивать связи с другими подразделениями.
Компетенции функциональных менеджеров – мыслить стратегически, управлять всей функцией в целом, видеть долгосрочную перспективу, уметь согласовать функциональную стратегию с целями организации.
Этот переход может стать самым сложным, потому что эти сотрудники должны поменять свой способ мышления. Когда вы управляете бизнесом, вам не от кого получать указания, как это делать. Бизнес-менеджер контролирует все функции и это требует изменения восприятия и ценностей.
Бизнес-менеджерам необходимо развивать умение мыслить глобально, понимать взаимосвязи функций. Для осуществления перехода функционального менеджера к бизнес-менеджеру важно вовлекать их в стратегический бизнес – приглашать на переговоры по важным вопросам, это поможет познакомиться с лицами, принимающими решения, понять каждую функцию лучше.
- создание и коммуникация стратегии подразделения;
- обеспечение выполнения стратегии за счет её правильной коммуникации, разработки краткосрочных и долгосрочных планов, постановки целей и создание культуры, при которой команда работала бы на общий результат;
- вовлечение сотрудников и создание атмосферы, позволяющей сотрудникам чувствовать себя вовлеченными в процесс достижения общих целей и способствующей удержанию сотрудников в организации;
- реализация полного потенциала (команды и самого себя), эффективная работа с ситуациями невыполнения задач;
- обеспечение обмена лучшими практиками.
Статью подготовила: Анна Егорова