Случается, что руководители воспринимают сотрудников как своих личных помощников: «Он же на работе, получает зарплату, поэтому не все ли равно какое задание дать ему»? Например, сбегать за пирожками в магазин, поискать реферат для ребенка, отдать обувь в ремонт или дать задание, не относящееся к прямым обязанностям. Как определить, от каких заданий лучше отказаться сразу, а какие выполнить? И как аргументировать свое решение?
Просьбы личного характера
Некоторые относятся к таким просьбам спокойно или воспринимают их, как проявление высшего доверия руководителя и возможность проявить себя, «запомниться» своей исполнительностью и преданностью, кто-то в душе сопротивляется, но не знает, как отказаться, чтобы не испортить отношения. Как вести себя в подобных ситуациях: выполнять поручение или нет?
На мой взгляд, прежде всего важно понять, это блажь «босса» или разовая просьба по объективной причине и, исходя из этого, действовать. Выполнять личные просьбы или нет – решать лично каждому, как и работать с таким руководителем или нет. Только помните, выполняя подобные поручения, вы теряете время, которое могли потратить на развитие своей квалификации, выполняя рабочие задачи. Как правильно отказывать? Отказывая, аргументируйте свое решение. Избегайте эмоциональных мотивов (хочу/не хочу, нравится/не нравится), предложите вариант решения проблемы. Например:
- принять личного секретаря или помощника, если таких просьб становится все больше и больше;
- поручить эти задания секретарю, если он уже есть в штате;
- сослаться на то, что у вас есть работа, отвлекаясь от которой вы рискуете не получить должного результата.
Задания, не относящиеся к непосредственным обязанностям
Если просьба касается задания профессионального характера, но не относящееся к непосредственным обязанностям. Например, вы работаете бухгалтером, а вас просят заказать рекламную продукцию. Подобные ситуации характерны для маленьких компаний. Прежде всего важно понять, руководитель дает поручения по принципу «кто проходил мимо, тому и сказал делай», вы недогружены работой, сократилась численность сотрудников: уволился коллега, прошла оптимизация, а работу делать кому-то нужно или руководитель стремится расширить ваши обязанности, развивать вас.
- Если это не ваш функционал, скажите, кто компетентен в решении данного вопроса. Объясните, что вам нужно будет много времени, чтобы разобраться и результат может отличаться от ожидаемого. Если отказаться от задания не получается, расставьте приоритеты в своих функциях, выполняйте задачи по степени важности и информируйте руководителя о статусе решения вопроса.
- Если запросы относятся к выполнению дополнительных трудовых функций и носят систематический характер, стоит обсудить с руководителем изменение условий трудового договора. Вспомните, сколько времени вы тратите на дополнительную работу, как часто вы выполняете ее, подкрепите этими аргументами свой разговор с начальством.
- Используйте дополнительный функционал как возможность профессионального роста.
Выполнять дополнительный функционал нормально если в компании наступил «мобилизационный» период. В такие моменты каждый берет на себя несколько функций, чтобы выжить на рынке и многие готовы делать все, что можно, нужно и даже больше. но нужно помнить, что это нестандартные ситуации. Если кризиса нет, то руководитель не должен так поступать. Если вы отказались от непрофильных задач вежливо и понятно объяснив почему, а руководитель не понял, подумайте, может быть вы ошиблись с выбором компании или должности? Уходите оттуда! Это лучше, чем каждый день, затаив дыхание, думать о последствиях отказа, решаться сделать и сказать правильно, боясь потерять работу и получить грубость в ответ.