Дэн Ариэли: Эксперименты с мотивацией сотрудников

02.12.2014

Почему люди ходят на работу и выполняют один и те же действия? Что заставляет их делать это?

Как не странно, это не всегда только деньги или желание заниматься любимым делом! Люди чувствуют себя лучше, добиваясь своих целей, двигаясь вперёд, расширяя свои горизонты. 

Дэн Ариели, профессор психологии и поведенческой экономики, преподаватель Дюкского университета, основатель Цента ретроспективных исследований, рассказывает о своих экспериментах, которые открывают нам неожиданные нюансы в отношении человека к своей работе.

Дэн Ариэли. Эксперименты с моивацией сотрудников.png

Люди всегда к чему-то стремятся! Например, идут в гору, несмотря на то, что это непросто. И так в жизни, несмотря на боль и неудачи, люди стремятся вперед, потому что хотят для себя чего-то лучшего. Отсюда и выходит, что есть много вещей, которые могут заставить человека идти в гору, к чему-то стремиться, и из этого следует, что есть то, что заставляет человека работать, и это отнюдь не деньги.

В самом начале своего выступления Дэн Ариэли рассказывает историю о своем знакомом, который много времени и сил потратил на разработку нового проекта, задерживался на работе, чтобы довести до идеала каждую мелочь. Когда он сдал свой проект руководителю, тот сообщил ему, что он уже не нужен. Получается, что он работал зря?!

Данная история побудила Дэна к эксперименту. Людям предложили построить Лего за 3 доллара, затем следующее — за меньшую сумму, и так с каждым Лего сумма за выполненную работу становилась меньше, пока люди не сказали, что выполненная работа не стоит этих денег. Данный фактор назвали - значимое условие.

Согласно мифологии, Сизиф был наказан Богами так, что был вынужден толкать камень в гору, а когда он падал на землю, начинать это делать снова. Тоже самое было сделано с другими испытуемыми в следующем эксперименте. Люди собирали конструкцию из Лего за 3 доллара, затем у них на глазах, разобрав ее, предлагали за меньшую сумму собрать то же самое вновь и вновь. Данный фактор назвали Сизифово, когда работа выполняется бесполезно. 

В результате двух экспериментов ученые пришли к выводу, что люди хотят больше выполнять работу со смыслом. В первом случае построили 11 Лего, во втором – 7. 

Однако, есть люди, которые просто любят строить Лего, а есть те, которым все равно. Отсюда можно предположить, что они могли бы собирать Лего и за меньшие деньги, только потому, что им просто нравится это дело. А безразличные – напротив. Они построят меньше, так как им важна только материальная сторона. 

Дэн Ариэли своими экспериментами доказывает, чтобы повысить вовлеченность и лояльность своих сотрудников нужно создавать для них интерес к работе, правильно мотивировать и ценить выполненную работу. И себя необходимо мотивировать тем же способом и тогда работа будет приносить удовольствие.

В видео-выступлении Дэна Ариэли на TED еще множество интересных примеров и экспериментов. Рекомендуем к просмотру

Услуга управление вовлеченностью.jpg

Возврат к списку

Подписаться на рассылку
мероприятий для HR